Рука руку моет

Десятилетия метро Москвы было эталоном порядка, пунктуальности и дисциплины. Но в последние годы стали заметны не только мелкие огрехи, но и крупные проблемы.

Общественная палата РФ заинтересовалась отсутствием конкуренции на аукционах по закупке поездов для Москвы и Московской области (речь идет о метрополитене и МЦД). Первый зампред комиссии по общественному контролю Общественной палаты Артем Кирьянов в эфире BFM заявил, что сейчас госконтракты на поставку подвижного состава реализуется по монопольной схеме, что наносит ущерб интересам граждан и идет вразрез поставленным президентом задачам.

Общественник сообщил, что запросы по проблеме отсутствия конкуренции на торгах направлены в ФАС и московскую прокуратуру. Также ОП РФ не исключила обращения с жалобой на нарушение конкурентной политики лично к президенту Владимиру Путину.

В Общественной палате обратили внимание на закупки поездного состава для Москвы и Подмосковья после двух крупных сбоев в движении поездов в столичной подземке, а также из-за жалоб пассажиров и самих машинистов на ужасную духоту, поскольку в вагонах  и кабинах нет ни кондиционеров, ни нормальных форточек. На «невозможную духоту» жалуются пассажиры разных пригородных направлений, но объединяет их одно – все эти локомотивы произведены «Трансмашхолдингом» (ТМХ), который и является тем единственным участником торгов, сообщает «Гудок».

Еще одна проблема – это частая поломка поездов «Иволга», которые используются на пригородных направлениях МЖД. В начале июня глава РЖД Олег Белозеров направил мэру Москвы Сергею Собянину письмо с результатами анализа характеристик поездов «Ласточка» и «Иволга», в котором говорится, что в I квартале 2019 года количество отказов электропоездов ЭГ2Т «Иволга» возросло в 3,75 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как количество отказов электропоездов ЭС2Г «Ласточка» за указанный̆ период уменьшилось в 1,5 раза.

Проблемы возникают и с поездами «Ока». Пассажиры московского метро еще не забыли о последствиях двух последних поломок, из-за которых руководству подземки пришлось публично приносить извинения. Напомним, сначала на кольцевой линии тысячи пассажиров оказались заблокированы в тоннелях, после чего их пришлось эвакуировать по рельсам, а затем происшествие случилось между станциями «Алтуфьево» и «Бибирево».

Журналист Олег Лурье отметил, что поезда «Ока» недолюбливают машинисты, а в профсоюзе Метрополитена говорят, что этот поезд слишком тяжелый, мощный и энергоемкий для инженерных и электрических сетей метро, из-за чего кабельные линии и полотно путей их часто не выдерживает.

Компания «Трансмашхолдинг» вместе с дочерними структурами «Тверской вагоностроительный завод» и «Метровагонмаш» является крупнейшим и единственным поставщиком поездов. ТМХ производит поезда «Ока» и «Москва» (используются в метро), а также «Иволгу».

Закупают поезда у ТМХ столичный метрополитен, «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК) и «Федеральная пассажирская компания». Общая стоимость контрактов составляет сотни миллиардов рублей.

При этом ТМХ выступает единственным поставщиком хотя желание производить поезда для того же Метрополитена высказывали компании Bombardier, Skoda и Siemens (по лицензии последней завод «Уральские локомотивы» производит поезда «Ласточки», которые ломаются гораздо реже).

Проблема заключается в том, что тендерные правила придуманы таким образом, что соответствовать им сейчас может только ТМХ. Олег Лурье отмечает, что до 2011 года совладельцем завода ТМХ был глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов, а сейчас эта компания получает миллиардные госконтракты.

Источник: «Общая газета»