На фоне вируса активизировались мошенники

Когда приходит беда преступный элемент выползает на свет, как тараканы ночью на кухне. Знают, сейчас власти не до них.

Мошенники всех мастей сегодня похлеще коронавируса. Пользуются тем, что москвичи всех возрастов сидят дома в самоизоляции или на карантине. Фальшивые газовики, санитарные врачи, социальные работники ходят по квартирам, звонят на мобильники, скидывают ссылки на электронку — и, прикрываясь вирусом, берут на испуг. Та еще зараза!

Эксперты специализирующейся на расследовании киберпреступлений компании Group-IB 11 апреля сообщили о фальшивых уведомлениях об уплате штрафа за нарушение самоизоляции, которые рассылаются через смс и мессенджеры.

С помощью столичных ведомств, работниками которых представляются аферисты, мы составили рейтинг других популярных уловок во времена COVID-19. Специалисты дали также советы, как опознать аферистов и куда обращаться.

Уловка № 1.

«Гражданин, вам штраф за нарушение самоизоляции»

На мобильник приходят смс якобы от государственных органов с требованием оплатить «штраф» за нарушения карантина или самоизоляции. К сообщению мошенники прилагают реквизиты, по которым нужно внести оплату. Иногда о «нарушении режима самоизоляции» обманщики сообщают человеку по телефону. При этом говорят, что сейчас суды из-за пандемии не работают, но у нарушителей есть шанс прекратить производство по делу, оплатив штраф удаленно. В противном случае — грозит уголовная ответственность.

Уловка № 2.

«Сидите на карантине? Получите компенсацию!»

В социальных сетях рассылают или размещают фейковую информацию о выплатах из-за карантина в связи с коронавирусом. К сообщению прилагают ссылки на сайты, где эти выплаты «оформляются». Тем, кто кликает на эту ссылку и заполняет там анкетные данные, приходит сообщение о якобы полагающейся компенсации в десятки и сотни тысяч рублей. Но есть условие — для этого нужно сначала оплатить комиссию, услуги по оформлению документов, создать ключ электронной подписи, пройти проверку безопасности транзакции.

Другой вариант — звонок пожилому человеку на мобильник или домашний телефон. Якобы для перечисления «карантинной» выплаты нужно назвать данные банковских карточек.

Уловка № 3.

«Оформим отсрочку по кредитам»

На электронную почту приходят письма с фишинговыми ссылками, то есть такими, которые открывают доступ к личным паролям и логинам пользователя. По этим ссылкам обещают отсрочку по кредитам, выплату пособий, волонтерскую помощь и другие «бонусы». Человека пытаются заставить пройти по ссылке и оставить на фиктивном сайте — «близнеце» данные для доступа к платежным системам и банковским картам и другую личную информацию.

Уловка № 4.

«Ваш родственник в больнице с инфекцией»

На мобильник человеку звонят от имени лже-врачей, мнимых сотрудников Роспотребнадзора и других ведомств. Родственникам сообщают, что у их близких оказался положительный тест на коронавирус. Мол, всех увезли в больницу или изолировали в обсерваторе. Потом предлагают перевести деньги на счет «медучреждения» для улучшения условий содержания больного и его лечения. Также аферисты впаривают за большие деньги медицинские препараты, средства профилактики и гигиены, якобы рекомендованные для защиты от COVID-19. Некоторые продают даже тесты на определение коронавируса или вакцину от него.

Уловка № 5.

«Откройте! Санобработка квартиры от инфекции»

Аферисты в белых халатах или комбинезонах, масках и с дезинфекторами в руках звонят в дверь. Если им открывают, сообщают о внеплановой санитарной обработке жилья московских пенсионеров от вирусов, насекомых и прочей нечисти. После их ухода вирусов, скорее всего, станет больше, а вот налички и ценностей можно не досчитаться.

Уловка № 6.

«Газовая проверка»

По квартирам ходят «лжегазовики». Они продают жителям по завышенным ценам несертифицированные или вышедшие из строя газовые приборы, а также бесполезные датчики контроля. Часто без сертификатов берутся ремонтировать газовые нагреватели и плиты.

С помощью столичных ведомств, работниками которых представляются аферисты, мы составили рейтинг популярных уловок во времена COVID-19. Фото: Shutterstock

 

БДИ!

Как вывести мошенников на чистую воду

Городские службы и департаменты составили такие инструкции для москвичей:

Мосгаз

1. Сотрудники газовой службы выезжают на место только по заявкам жителей. При этом обращения сейчас делят на экстренные и плановые. Экстренные выполняют оперативно, а плановые возобновят после улучшения ситуации с коронавирусом.

2. Пока временно приостановлены:

— плановые проверки газовых плит в квартирах и оборудования в жилых домах. То есть по квартирам никто не ходит. График технического обслуживания внутридомовых и внутриквартирных газовых приборов обновят и вывесят на сайте Мосгаза (www.mos-gaz.ru);

— замена газовых коммуникаций в жилых дома по программе капремонта. О возобновлении работ можно будет узнать на сайте программы (https://fond.mos.ru) или подписавшись на уведомления через форму на сайте Мосгаза.

3. Во время визитов специалисты Мосгаза проверяют газовые приборы, при необходимости ремонтируют их. Внимание! Они не продают жителям оборудование и не предлагают платные услуги.

4. Специалист Мосгаза одет в униформу темно-синего цвета со светоотражающими полосками и оранжевой кокеткой с символикой «МОСГАЗ». С собой у него должно быть служебное удостоверение с фотографией и голограммой. Если хотите проверить, то можете позвонить по телефонам 104, 112 (доб. 04) и телефону сервисной службы — (495) 660-20-01.

Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции Москвы

1. Никому не сообщайте реквизиты своих банковских счетов и карт, код с оборотной стороны пластиковой карты, а также СМС-коды и пароли, присылаемые банками.

2. Если вам звонят незнакомцы, кем бы они ни представлялись, прекратите разговор и положите трубку. Перезвоните своим близким или в названную звонившим компанию для уточнения информации.

3. Ни при каких обстоятельствах не перечисляйте деньги на счета и номера телефонов, которые сообщили вам злоумышленники.

4. Если вы стали жертвой или свидетелем мошенничества, немедленно сообщите в полицию.

Департамент труда и социальной защиты населения Москвы

1. Избегайте народных целителей, гадалок, колдунов, которые сейчас активно берутся спасать клиентов от коронавируса.

2. В интернете не стоит отвечать на сообщения от незнакомых людей, предлагающих помочь справиться с вирусом, а также переходить по неизвестным ссылкам. Часто по этим адресам вывешена информация о продукте, который избавит от инфекции. Как только вы перейдете по ссылке, злоумышленники получат доступ к вашим данным, а может, и счетам.

3. Видите информацию о товаре или услуге, спасающей от коронавируса? Скорее всего, это мошенническая уловка, которую лучше игнорировать.

4. Для оформления «карантинной» выплаты в 4 тысячи рублей не надо никуда ходить и никому не нужно предоставлять свои персональные данные и реквизиты банковского счета. Доверяйте только официальным данным. Вы можете получитьполную, оперативную информацию на сайте мэра Москвы mos.ru и по телефону «горячей линии» +7 (495) 870-45-09. Операторы ответят на все вопросы, связанные с коронавирусом. После звонка с пенсионером при необходимости свяжутся сотрудники районного отдела соцзащиты по месту жительства, и все оформят дистанционно.

5. Не открывайте дверь незнакомцам, даже если они в белых халатах, масках и представляются сотрудниками какого-либо городской службы. Всегда требуйте документы. Если вы находитесь на карантине, медицинские работники могут прийти к вам только после предварительного звонка.

6. Не поддавайтесь панике. Соблюдая необходимые правила профилактики, вы находитесь в безопасности.

ЧТО ЕЩЕ

Единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ) Москвы, МФЦ «Мои документы», Мосводоканал

1. Сотрудники этих ведомств никогда не занимаются обзвоном жителей и не приходят с личными визитами для поверки или замены водосчетчиков.

2. Лучше самим заранее проверить дату поверки своего водосчетчика. Эту информацию можно узнать:

— в своей управляющей компании;

— в верхней части единого платежного документа (ЕПД), который москвичи получают ежемесячно;

— в личном кабинете на официальном сайте мэра Москвы (www.mos.ru).

3. Если вы все-таки решили заказать у частников поверку или замену счетчиков воды, газа или электричества, тогда обязательно нужно проверить у представителей такой фирмы подлинность ее лицензии, обратить внимание на срок работы компании на рынке, отзывы о ней и стоимость услуг.

Мосэнергосбыт

Мастера не проводят поквартирные обходы для принудительной замены электросчетчиков. По правилам они могут прийти к вам домой только:

— по предварительной заявке;

— в заранее согласованное время;

— в фирменной одежде;

— при входе в квартиру — обязаны представиться и показать служебное удостоверение.

С вопросами можно обратиться в контактный центр Мосэнергосбыта — (499) 550-9-550.

ИСТОЧНИК KP.RU