Затяжное пике

Состояние дел в гражданской авиации внушает серьезные опасения. Дефицит пилотов, изношенность воздушных судов и отсутствие контроля со стороны Росавиации — предпосылки к летным происшествиям.

Федеральное агентство новостей уже публиковало собственное расследование по поводу краха гражданской авиации из-за страшного дефицита пилотов. Тогда стало понятно, что, вероятно, чиновники Федерального агентства воздушного транспорта своими непрофессиональными действиями довели страну до того, что скоро некому будет летать. Теперь выясняется, что Росавиация, предположительно, не контролирует и сами авиакомпании. Хотя именно она выдает лицензии компаниям, и только она может лишить компании права выполнять воздушные перевозки.

На данный момент же авиакомпании работают по правилам, которые сами себе устанавливают. Все направлено только на одно — увеличение прибыли, порой в ущерб безопасности или откровенно мошенническими действиями, как в случае с «ВИМ-АВИА». Росавиация же в лучшем случае высылает письма с требованием прекратить то или иное действие, но даже не проверяет, насколько их требования исполняются организациями, осуществляющими перевозку пассажиров. Подробности — в новом расследовании ФАН.

Росавиация утратила контроль над авиакомпаниями
 

Совсем недавний случай — авиакомпания продавала билеты на несуществующие рейсы. При этом Росавиация спокойно допустила это, даже не попытавшись вмешаться, хотя была в курсе того, что рейсы не могут быть выполнены.

В ноябре прошлого года авиакомпания «Победа» заявила о том, что хочет совершать полеты в Ульяновск. При этом надо отметить, что на тот момент в Ульяновске работал только один аэропорт — «Восточный». Аэропорт в Баратаевке, который теперь носит имя Николая Карамзина, был закрыт более двух лет на реконструкцию полосы. Но именно аэропорт имени Карамзина и выбрала авиакомпания. Он более удобен по местоположению для жителей трех районов — Ленинского, Засвияжского и Железнодорожного, находящихся на одном с ним берегу Волги.

Росавиация утратила контроль над авиакомпаниями
 

Велись переговоры, были достигнуты договоренности. «Победа» сделала в аэропорт запросы на слоты. Аэропорт подтвердил их, но предупредил, что не работает — и когда откроется, неизвестно. Полоса принадлежит не аэропорту, а Ульяновскому институту гражданской авиации, поэтому аэропорт никак не может контролировать сроки ее приемки. Более того, сроки приемки все время переносились в связи со сложностью объекта — слишком много инстанций необходимо пройти. О чем «Победу» тоже предупредили.

Росавиация утратила контроль над авиакомпаниями
 

«Победа» без уведомления аэропорта, без договора открыла продажу билетов с 16 февраля 2018 года. На тот момент срок открытия был на 31 января. Но открыть ВВП удалось — необходимо было пройти еще несколько процедур. Авиакомпания же открыла продажу билетов в закрытый аэропорт. Гипотетически Росавиация об этом знала — ведь это ее зона контроля, но промолчала. Билетов было продано на сумму более 6,5 миллионов рублей. А рейсы не смогли состояться. И компания подала в суд на аэропорт. Аэропорту в суде удалось доказать свою правоту — накануне «Победе» в иске отказали. Деньги авиакомпания вернула, но ведь люди потеряли время, за которое могли бы купить дешевые билеты в необходимом направлении.

Росавиация утратила контроль над авиакомпаниями
 

Сюда же можно отнести и скандал с авиакомпанией «Россия», который произошел в феврале этого года. И все, предположительно, при полном попустительстве все той же Росавиации. В феврале этого года пилоты авиакомпании обратились в Следственный комитет с заявлением, что авиакомпания проводит исследования на борту самолетов, выполняющих регулярные рейсы. При этом ни один пассажир об этом не был предупрежден. Для специальной оценки условий труда в кабину пускали человека, не относящегося к авиационному персоналу, с электронными приборами. И во время выполнения полета этот человек в кабине пилотов пытался проводить замеры.

«Командирам издавалось указание от летного директора — пускать в кабину данный персонал, — рассказывает пилот «России», председатель Петербургского отделения профсоюза летного состава Игорь Морозов. — Летный директор! Который по своей должности обязан знать летные документы и что можно, что нельзя.

Ространснадзор провел проверку, нашел нарушения, в результате указал, что такие исследования во время перевозки пассажиров недопустимы. Но тем не менее включили в руководство полетов, что исследования проводить можно. А после проведения оценки этот пункт вывели. Мы проводили работу с летчиками и объясняли, что они попадают под уголовную ответственность, пуская в кабину посторонних».

То есть работу Росавиации взял на себя профсоюз летного состава. В Петербурге экипажи убедить удалось, а в Москве, боясь санкций со стороны работодателя, по словам профсоюзов, КВС пускали в кабину исследователей. Росавиация уже после поднявшейся шумихи в прессе по поводу «опытов над пассажирами» направила письмо в авиакомпанию «Россия». Запросила перечень документов, которые связаны с проведением оценки специальных условий труда, дать разрешение разработчика самолета на то, что приборы для исследований можно держать в кабине. Просила запрос от страховщиков — одобряют ли они то, что какие-то люди проводят исследования на борту самолета с пассажирами. И в конце написала, что необходимо остановить проведение данных исследований.

Росавиация утратила контроль над авиакомпаниями
 

Авиакомпания письмо прочитала, но, по словам профсоюзов, продолжила эксперименты до полного завершения 1 апреля специальной оценки условий труда. У Росавиации есть полномочия за такие опыты приостановить деятельность компании.

Но она, вероятно, даже не попыталась проверить, насколько исполняется ее предписание. Ведь после письма исследования проводились почти два месяца. Что касается самой специальной оценки условий труда, то почему она проводится именно авиакомпаниями, а не самой Росавиацией по хорошо отработанной методике с использованием тренажеров?

«Такие исследования проводились «Сибирью», — продолжает собеседник. — Первый этап провели в институте исследований. Там есть показания, но они не устроили S7. И они забрали эти данные, потому что те их не устроили. Потому что там были реальные цифры, показывающие то, что происходит на борту. Сейчас по вредности показали 3,1 — это самая минимальная вредность у пилотов. А по тем данным выходили по напряженности на 3,3».

Вредность влияет на количество дополнительного отдыха, компенсацию за вредные условия труда, режим труда — сокращенная или нет неделя. Возможно, коммерческой авиакомпании выгодно занизить оценку вредности. И Росавиация, предположительно, устранилась и от этого процесса. Хотя уже давно известно, что чаще всего авиационные происшествия происходят в тех авиакомпаниях, где летчики перерабатывают.

Росавиация утратила контроль над авиакомпаниями
 

То есть Росавиация в данный момент, вероятно, позволяет авиакомпаниям творить все, что им вздумается, — продавать билеты в закрытый аэропорт, заставлять перерабатывать пилотов, проводить эксперименты на борту. Ведомство, возможно, устранилось от любого контроля. И как результат — авиационные происшествия, связанные с человеческим фактором, и миллиардные ущербы для пассажиров, как было с «ВИМ-АВИА».

Источник: Федеральное агентство новостей