Для чего Турции авиабазы в Азербайджане — это контроль за акваторией всего Южного Каспия. Того самого, где Каспийская флотилия и «калибры».
Новость, которую сообщил со ссылкой на турецкие СМИ телеграм-канал «Синяя борода», следовало ожидать: Турция создает авиабазы в трёх городах Азербайджана – в Гяндже, Ленкоране и Габале.
Есть как минимум 3 аргумента в пользу вероятного сценария:
- Прибытие на днях 7 турецких военно-транспортных самолетов А400М в Гянджу.
- Прибытие 3 турецких военно-транспортных самолёта в Ленкорань.
- Шевроны пилотов турецких F-16, которые будут базироваться в Гяндже, и на которых отмечены локации трёх авиабаз.
Ранее СМИ сообщали о том, что Россия намерена увеличить количество миротворцев в Арцахе. если вышеупомянутый сценарий реализуется.
Между тем, сетевой аналитик Дмитрий Горшенин писал об этом еще в разгар Карабахской войны в ноябре прошлого года:
«Учитывая все рассуждения о сдаче Россией определенных исторических завоеваний на Кавказе на фоне событий вокруг Нагорного Карабаха, стоит констатировать: если раньше от былого влияния Российской империи и СССР откусывал только Запад, то теперь пришло время и Востока.
Ранее действовали в основном США и Европа, продвигая войска НАТО к западным границам России. Теперь же — Турция делает это немного иначе, но также целеустремленно.
И если когда-то 1999-й год запомнился, в том числе, знаменитым марш-броском на Приштину российских миротворцев, то в быстрой войне турков за Карабах мы вели себя как-то тишайше в Сирии, за исключением Идлиба.
Анкара пришла в Карабах в рамках союзнических отношений с Баку, — точно таких же, как понимаю, что и у Москвы есть с Дамаском. И если уж проводить параллели, то Россия имела все возможности помочь государству-союзнику не только побомбить одну из баз турецких боевиков, а разгромить их все, вытесняя турков из Сирии. Это помогло бы одуматься Эрдогану.
Сейчас глобально вопрос о Карабахе вылился в появление военной базы страны НАТО вблизи наших северокавказских границ (в правовом отношении от нас ничего вообще не зависит — Азербайджан — суверенная страна, она имеет право принимать такие решения).
Если база будет располагаться где-нибудь в Шеки или Гяндже, то это — однозначный проигрыш России.
Армения потому и не получила никакой существенной поддержки от Европы и Америки, что те, как страны, входящие в Североатлантический альянс, стратегически не могли не поддерживать смыкание еще одной цепочки кольца.
Заход Турции в Азербайджан совсем неплох с точки зрения размещения авиабаз для военных перспектив:
*расстояние от Ленкорань до Тегерана 556 км, а до иранской границы порядка 40 км;
* расстояние от Габалы до российской границы — 120 км;
* расстояние от Гянджи до армянской границы — порядка 70 км, до грузинской — около 60 км.
* Самые близкие авиабазы к этим странам у Турции — Пазар и Эрзурум, но они в некотором отдалении все-таки, хотя для авиации это отдаление совсем небольшое.
Учитывая, что Турция и без того граничит с Грузией, Арменией и Ираном, то воздушный контроль над всеми странами бывшего советского Кавказа у Турции и, следовательно, НАТО, полный. У России такого нет.
Убедительная дипломатическая «победа» России в результате последней короткой карабахской войны…»
Журналист Сергей Мардан своеобразно комментирует эту новость:
«Немного уточню про строительство трех турецких авиабаз в Азербайджане.
Авиабаза в Ленкорани — это контроль за акваторией всего Южного Каспия. Того самого, где Каспийская флотилия и «калибры». Они теперь — под прицелом Турции.
А расстояние от авиабазы в Гяндже лучше всего отмерять не до Тбилиси (который даром никому не нужен), а до Махачкалы. Это — 273 км. И до нефтепровода Баку-Джейхан. Примерно — 50 км.
А во всем прочем, Горшенин прав и режим Алиева менять все равно придется. Но, стоить это будет сильно дороже, чем три года назад…»
Однако Министерство обороны Азербайджана поспешили опровергнуть эти сообщения.
«Распространившаяся информация не соответствует действительности», — заявил РИА Новости начальник пресс-службы военного ведомства Азербайджана Вагиф Даргяхлы. По его словам, «за исключением случаев, предусмотренных в соглашениях, которые она поддерживает, Азербайджанская Республика не придерживается политики размещения на своей территории иностранных военных баз». «Следует учесть, что Азербайджан является членом Движения неприсоединения и председательствует в этом движении в 2019-2022 годах», — подчеркнул официальный представитель министерства.