В России в суд не верят

Когда не работают инструменты государства, то государство начинает разрушаться. А если при этом правовая культура граждан находится на низком уровне, то последствия могут быть непредсказуемы.

47 процентов россиян не верят в возможность отстоять свои права через суд и кабинеты чиновников. Более того, половина соотечественников всерьез полагают, что в России есть официальная государственная религия. Такие неутешительные выводы сделали социологи и юристы по итогам исследования уровня правовой грамотности населения. Оказалось, что сильнее всего людей волнуют проволочки и нарушения прав в ЖКХ и медицине. Но за юридическим советом граждане куда охотнее готовы идти к соседу, чем к адвокату.

Половина россиян не верят в суд: исследование социологов

Каждый четвертый россиянин за последний год хотя бы раз столкнулся с нарушением своих прав. Об этом говорят результаты исследования, которое провел Аналитический центр НАФИ. Социологи опросили 1600 человек старше 18 лет из разных регионов страны. Оказалось, что чаще всего люди становятся жертвами беззакония в сферах ЖКХ (29% опрошенных), медицинских услуг (28%), трудовых отношений (27%) и розничной торговли (25%). Причем если проблемы с протекающими трубами и дырявыми крышами волнуют как сельских, так и городских жителей одинаково, то претензии к качеству купленных в супермаркетах и интернет-магазинах товаров возникают в подавляющем большинстве случаев у жителей Москвы и Центрального федерального округа.

А вот нарушения в области потребительского кредитования и страховок оказались вообще в конце списка. С ними столкнулись лишь восемь процентов участников исследования.

— Кредитными продуктами пользуется примерно четверть населения страны, а услугами ЖКХ пользуются все, — отметила генеральный директор НАФИ Гузелия Имаева. — Поэтому, несмотря на высокий уровень закредитованности населения, проблемы в области финансовых услуг не вошли в топ.

Кроме того, по мнению исследователей, в сфере финансов требуются специальные знания. Поэтому граждане просто не понимают, что банковские клерки или сотрудники страховых компаний их обманывают.

Еще более удручающе выглядят ответы на вопрос «Почему вы не стали ничего предпринимать для защиты своих прав?». Почти половина опрошенных заявили, что это ни к чему бы не привело, поэтому отказались от борьбы и не стали обращаться за помощью к адвокатам.

— Чтобы пойти к юристу, надо как-то одеться, подготовиться, его надо еще и найти — одно это уже является камнем преткновения для многих, — считает юрист Дмитрий Макаренко. — Для людей не существует понятия юридической профилактики. Граждане предпочитают просить совета у соседа по лестничной клетке. Он старше, у него больше опыта. К юристам обращаются, только когда проблема вырастает как снежный ком.

Со знанием базовых законов у населения тоже, судя по результатам опроса, все плохо. Авторы исследования задали участникам шесть правовых вопросов. Верные ответы на все дали только шесть процентов участников. Единственное, что твердо осело у большинства граждан в головах, — это то, что их полис ОМС действует по всей стране. Зато ответ на вопрос «Есть ли в России государственная религия?» поверг юристов в шок. Больше половины опрошенных не знали, что по Конституции Россия светское государство. Соотечественники уверены, что государственной религией у нас является православие. В целом каждый третий оценил уровень своих знаний как «ниже среднего».

На фоне таких грустных цифр забавно выглядят заявления Роспотребнадзора об активности так называемых потребителей-экстремистов. Это чересчур грамотные граждане, которые готовы судиться с магазином или химчисткой не из-за испорченного платья или некачественной покупки, а из принципа.

— Мы все чаще получаем от граждан жалобы, которые оформлены не как жалобы, а как полноценные заявления о привлечении магазина к административной ответственности, — рассказал начальник Управления федерального госнадзора в сфере защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков. — В них люди пишут: «Прошу признать меня потерпевшим по делу». С одной стороны, это хорошая тенденция. Значит, человек знает статус потерпевшего и понимает, что он сможет знакомиться с делом, обжаловать решения и так далее. Но с другой стороны, чаще всего такие жалобы подаются не с целью восстановить свои нарушенные права, а с целью во что бы то ни стало наказать обидчика.

Зато целых 65 процентов участников мониторинга заявили, что хотели бы больше знать о своих правах. Причем женщины выбрали больше вопросов, в которых хотели бы «прокачать» свои правовые знания, чем мужчины. Так, дам интересуют законы в сфере медицинских услуг, туризма, социальных пособий и операций с недвижимостью. В то же время сильный пол заинтересован в знаниях в сферах трудовых отношений и транспорта.

Наконец, социологи составили примерный портрет борца за свои права. Это человек в возрасте от 25 до 44 лет с высшим образованием, живет в городе, работает или имеет собственный бизнес.

А вот гражданин, который не верит в справедливость и не готов отстаивать свои права, выглядит куда более скромно. Он старше 55 лет или безработный, чаще сельский житель, без высшего образования и с достатком настолько низким, что ему не всегда хватает даже на еду и одежду.

— Нынешний уровень правовой грамотности населения нас не устраивает, — заявил Прусаков. — Сейчас появились учебники по правовой и финансовой грамотности, они рассылаются по регионам. Существует более 800 государственных центров информирования и консультирования. Там граждане могут бесплатно получить полный набор информации по защите прав потребителей. Но этого мало. 47% считают, что нет смысла отстаивать свои права. Однако практика показывает, что более чем в 80% случаев споры о защите прав потребителей заканчиваются победой потребителей. В четырех из пяти случаев у граждан есть возможность через суд отстоять свои интересы.

Источник: «Московский комсомолец»