А по-прежнему — трибуналы?

Запутанную систему отечественной военной юстиции давно требуется реформировать. Начали с военных судов, ранее переименованных из военных трибуналов, а дальше изменения неизбежно ждут военные прокуратуры РВСН и Погранвойск.

Верховный суд (ВС) РФ подготовил законопроекты, корректирующие территориальную юрисдикцию окружных и гарнизонных военных и флотских судов. Нововведения потребовались в связи с начатой еще в прошлом году реформой, в рамках которой в России уже стали действовать окружные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Одним из значимых изменений, которые предусмотрены в законопроектах, является передача «на места» функций экстерриториальных судов, занимавшихся до сих пор делами, касающимися ракетных войск стратегического назначения (РВСН), военно-космических сил и ведомств, чья деятельность связана с гостайной.

В ВС России подготовлены законопроекты о внесении изменений в законы «О территориальной юрисдикции гарнизонных военных судов» и «О территориальной подсудности окружных (флотских) военных судов». Необходимость этих документов, как пояснили их авторы, вызвана требованиями судебной реформы, которая предусмотрена законами 2018 года и проводится на практике с прошлого года. Напомним, в ее рамках уже начали свою деятельность окружные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции.

По замыслу авторов законопроектов нововведения позволят равномерно загрузить суды и, соответственно, повысить качество их работы и улучшить доступ военнослужащих к правосудию.

Одним из заметных изменений, предусмотренных законопроектами, станет передача территории Ненецкого автономного округа из юрисдикции 1-го Западного окружного военного суда Северному флотскому военному суду.

Другой важный пункт документов касается деятельности гарнизонных военных судов, которые обслуживали «ракетные войска стратегического назначения, войска и особо режимные объекты, выполняющие задачи особой государственной важности, носящие стратегический характер и сопряженные с ядерным и другим конвенционным оружием, средствами его доставки, обеспечением ядерной безопасности, защитой государственной и военной тайны, объединения, соединения и части, несущие постоянное боевое дежурство и боевую службу (войска противоракетной обороны, военно-космические силы, воинские части 12-го Главного управления, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны, Службы специальных объектов, Сил специальных операций и др.)».

Поскольку такого рода воинские формирования имеют экстерриториальный статус, а их места дислокации составляют государственную тайну, до сих пор законами была определена территориальная юрисдикция только 23 гарнизонных военных судов, которые рассматривали соответствующие дела.

Все они были подведомственны 3-му Окружному военному суду. Однако последний в рамках реформы было решено упразднить, а принцип «экстерриториальной юрисдикции отдельных гарнизонных военных судов» — отменить.

«Принятие указанного федерального закона позволит равномерно распределить нагрузку на судей гарнизонных военных судов с учетом дислокации воинских частей, учреждений вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на территориях соответствующих административно-территориальных единиц РФ»,— говорится в законопроекте.

Источник: «Коммерсантъ»