Развитие российского автопрома: стратегия иллюзий

Что только ни делали российские власти, чтобы поднять на более-менее достойный уровень отечественный автопром, да только все получается как в известном анекдоте: «Вот Вы говорите про себя, что являетесь патриотом своего Отечества. А почему же тогда ездите на иномарке, а не на российской машине?» — «Я хоть и патриот, но только не нужно путать патриотизм с идиотизмом». Уж сколько лет назад Владимир Путин сам проехал по российским просторам на «Ладе Калине», уж сколько топ-менеджеров поменялось на отечественных предприятиях автомобилестроения, а у нас пока дальше «стратегий» дело пока не идет. Разве что наладили сборку иностранных авто. А что до своих марок — то кто имеет возможность приобрести иностранные автобренды — лучше уж возьмет их…

Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил стратегию развития автомобилестроения до 2025 г. (является продолжением стратегии на период до 2020 г.), согласно которой российские производители автомобильной техники должны к 2025 году удовлетворять 80-90% внутреннего спроса. Документ опубликован в пятницу на сайте правительства.

В новой стратегии определены цели и приоритеты развития отрасли автомобилестроения и производства автокомпонентов, приведена оценка рисков ее реализации и способы их минимизации. Кроме того, определены ключевые показатели и финансовые индикаторы эффективности реализации стратегии.

Целью стратегии, подготовленной Минэкономразвития, стало создание регулирующих, инвестиционных, инфраструктурных и технологических условий для обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке российской автомобильной промышленности и производства компонентов.

В частности, планируется обеспечить рост экспорта автомобильной техники и компонентов, наращивание технологических компетенций национальных производителей автомобильной техники и комплектующих за счет углубления локализации производимых автомобилей до 70-85%.Также планируется вывести на рынок продукты с принципиально новыми свойствами в области электродвижения, автономного вождения, подключенного автотранспорта, газомоторной техники и простимулировать спрос на такую продукцию.

 Объем рынка

Объем рынка легковых автомобилей в РФ авторы документа оценивают в 1,51 млн штук по итогам 2017 года. Это почти в два раза меньше, чем докризисный уровень 2012 года в 2,8 млн штук. Но в правительстве уверены, что рынок преодолевает кризис и растет устойчивыми темпами: 13,2% за 2017 год. В стратегии прогнозируется, что объем рынка легковых автомобилей в 2020 году составит 1,72 млн штук, в 2025 году 2,23 млн штук.

Отдельно в стратегии упомянут и наиболее оптимистичный прогноз: объем автомобильного рынка к 2025 году в 2,9 млн штук — это среднегодовой прирост на уровне 8,5%. Для этого макроэкономическая конъюнктура на российском рынке должна стать более позитивной — рост реальных располагаемых доходов на уровне 2,5%, а инвестиций в основной капитал — 5,5%.

Большая часть этого спроса должная быть удовлетворена за счет российского производства. По оценке Минэкономразвития РФ, в 2020 году он составит 1,6 млн штук, а в 2025 году — 2,21 млн штук. Это позволит сократить доля импорта на внутреннем рынке с 17,5% в 2017 году до 13,3% в 2025 году.

Стратегия развития автомобилестроения разработана в соответствии с поручением президента России по результатам проверки эффективности мер по ускорению процессов импортозамещения в автомобильной промышленности и будет реализовываться в рамках госпрограмм «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие внешнеэкономической деятельности» и других.

 Источник: ТАСС