Уважаемые пассажиры, затяните ремни…

Как и предупреждали практически все экономисты, после повышения НДС начался неизбежный рост цен на товары и услуги. Правительство к их мнению привычно не прислушалось.

Агрегаторы продажи авиабилетов фиксируют рост средней цены билетов российских авиакомпаний на внутренних линиях на 5–9% на фоне увеличения НДС в начале года. Но пассажиры пересаживаются на дешевые рейсы «Победы», активно расширяющей маршрутную сеть. Это несколько смягчает общую картину роста цен. Эксперты подчеркивают, что стоимость билетов в РФ из-за профицита предложения по-прежнему необоснованно низка и цены пойдут вверх только после ухода части игроков.

Портал Aviasales фиксирует увеличение средней цены авиабилета на внутренних линиях на 8,9% (средний чек в январе 2018 года составил 5,6 тыс. руб., в декабре — 6,47 тыс. руб., в январе 2019 года — 6,1 тыс. руб.). «В январе цена падает из-за низкого сезона,— говорят в Aviasales.— Также появляются новые авиакомпании, тот же «Азимут» (низкобюджетный перевозчик на юге страны.— “Ъ”) меняет расклад на своих направлениях, как и «Победа» (лоукостер «Аэрофлота».— “Ъ”)».

В OneTwoTrip констатируют рост цен на авиабилеты по сравнению с январем 2018 года на уровне 5%. Средняя цена на проданные в январе возвратные билеты составила 10,81 тыс. руб., в январе 2018 года — 10,29 тыс. руб., в декабре 2018 года — 11,96 тыс. руб. В «Туту.ру» говорят, что средний чек на авиабилет за год вырос на 7,2%. Сервис «Купибилет» сообщает, что цены на проданные в январе билеты по РФ упали на 3% в сравнении с декабрем и на 12% в сравнении с январем 2018 года. «Статистика по отдельным авиакомпаниям показывает, что у большинства цены остались на уровне 2018 года, у некоторых — выросли,— говорят в агрегаторе.— Но это полностью компенсируется выросшей за год популярностью «Победы», цены которой примерно в 1,5 раза ниже, чем у конкурентов». За 2018 год пассажирооборот «Победы» вырос на 67%. Продажи «Победы» через агрегатор занимают второе место после «Аэрофлота», тогда как год назад занимали пятое.

«Если исключить «Победу» из наших расчетов, цены на билеты за год в среднем немного выросли,— говорят в «Купибилет».— С января повысился НДС, что незначительно, но все же подняло цены». Упали средние цены по направлениям Москва—Петрозаводск (на 66%) и Москва—Новосибирск (на 60%), также из-за «Победы», ранее там не летавшей, говорят в агрегаторе.

В РФ есть авиакомпании, снизившие цену на билеты, даже несмотря на рост цен на топливо и НДС. Это «ИрАэро» (снижение в среднем на 34%), «Алроса» (на 18%), «Ангара» (на 17%). Крупные перевозчики оставили цены на уровне 2018 года либо подняли их на 5–15%, говорят в «Купибилет». В UTair подчеркнули, что жесткая конкуренция за пассажира не позволяет существенно повышать тарифы. Цены начнут сильно расти, если все игроки урежут флот или один из перевозчиков уйдет с рынка, говорят там.

Глава Infomost Борис Рыбак отмечает, что данные агрегаторов, несмотря на относительно небольшой срез продаж, отражают общие тенденции. Экономически необоснованные низкие цены на билеты обусловлены переизбытком провозных емкостей и бешеной конкуренцией в отрасли, говорит он, считая, что единственным рычагом для их повышения станет банкротство одного или нескольких игроков и сокращение провозных мощностей. «Что касается прогнозов повышения цены — максимум два года, больше авиакомпании не протянут»,— полагает он.

Источник: «Коммерсантъ»