Прогнозы и просчеты правительства

Правительство гордо заявляет об отсутствии долгов и профицитном бюджете. Однако, уровень безработицы не уменьшается, а доходы большинства россиян падают. В чем же дело?

Эксперты и политики обсуждают экономическое будущее России — каким его видит правительство, понятно из проекта трехлетнего бюджета, который разработал Минфин.

Ведомство Антона Силуанова по-прежнему преисполнено оптимизма, считая, что бюджет останется профицитным — то есть доходы превысят расходы. Инфляция в будущем году якобы не превысит 3%. Как заверяют в Минфине, большую часть дополнительных расходов направят на «социалку» (как на федеральном, так и на региональном уровнях).

Например, расходы на здравоохранение должны вырасти в полтора раза, обещают в ведомстве Силуанова. За «социальную направленность» бюджета Минфин уже похвалил спикер Госдумы Вячеслав Володин.

При этом, однако, Минфин стыдливо умалчивает, что прежними остаются гигантские расходы на содержание армии чиновников (в том числе администрации президента и аппарата правительства) и госпропаганду.

О том, что ждать населению от нового трехлетнего бюджета, «Свободная пресса» поговорила с руководителем аналитического департамента Международного финансового центра (Москва) Романом Блиновым.

«СП»: — Роман Николаевич, рассуждая о проекте бюджета, политики вспоминают про снижение инфляции, рост социальных расходов. При этом деликатно обходят вопрос госдолга. А что с ним?

— Правительство утверждает, что в следующие три года уровень государственного долга Российской Федерации не превысит уровня, который правительство сочло как «комфортный» и «безопасный». Это 20% от уровня годового ВВП страны. Это задекларировано в новой версии трехлетнего бюджета.

Я рад, что в правительстве всегда пытались (и пытаются снова) и снова мыслить масштабно — не только пятилетками, но и целыми эпохами. Но на поверку у них это выходит плохо или как минимум на «троечку».

Можно радоваться, что уровень долговой нагрузки в стране не превысит 20% от ВВП. Но, видимо, мы не услышали, не дочитали все страницы текста, или попросту их пропустили — только эти страницы самые главные. Там говорится про риски.

«СП»: — И какие же, на ваш взгляд, главные риски для снижения госдолга?

— На данный момент, значимой и существенной альтернативы российским ОФЗ нет. А по стечению ряда обстоятельств, российские активы выбраны глобальными инвесторами как инструмент для операций «кэрри-трейд». Некоторый оптимизм от этого утверждения должен быть точно.

В последние дни правительство РФ обрадовано тем, что в прошлом году весь бюджет страны исполнен с профицитом. Причем профицит возник и в бюджетах регионов. Правда, по совести говоря, профицит бюджетов регионов возник благодаря трансферу из федерального бюджета.

Это в текущих условиях позволяет правительству верстать бюджет страны на перспективу в несколько лет. Но вот упущен один момент — исполнение перспективного бюджета по существу, в жизни, а не на бумаге.

Как представляется мне, в текущих геополитических и экономических условиях (особенно с оглядкой на мировые тренды в экономике и на развернувшиеся внешнеторговые войны), за три года могут измениться многие факторы, определяющие профицит федерального бюджета.

В силу того, что доходность заимствований российского Минфина приносит глобальным инвесторам прибыль в рамках операций «кэрри-трейд», уместно рассчитывать, что пока они не будут массово убегать из российских активов. А это значит, что при условии неизменности вводных по основным параметрам мы, скорее всего, не столкнёмся ни с оттоком спекулятивных инвесторов, вкладывающих в российские активы, преимущественно в ОФЗ.

«СП»: — Если геополитическая и геоэкономическая ситуация резко изменится (например, будут введены новые санкции против российских госбумаг), то что будет делать Москва?

— Я надеюсь, что в кабинетах нашего правительства уже прикинули хотя бы черновик плана «Б», на тот случай, если что-то пойдёт не так. Если всерьёз воспринимать санкции со стороны США, то внешние рынки заимствований для страны уже практически закрыты. Мы убедились, что снимать санкции в отношении нашей страны в Америке никто не собирается, и им уготована судьба поправки Джексона-Веника — а та, напомним, существовала целых 36 лет.

Как мы видим, в условиях, когда правительство ориентировано на заимствования через ОФЗ, и не рассматривает варианты внешних заимствований, весь риск ложится на приток спекулятивных инвесторов, играющих в «кэрри-трейд» и российские ОФЗ.

Если эта концепция будет неизменна, и мы не получим массового оттока подобных инвесторов, то правительство столкнется с новой проблемой — придётся заимствовать и дороже и больше. И по этому поводу ясности нет.

«СП»: — При этом, однако, Минфин прогнозирует заимствования не менее $ 3 млрд. на внешних рынках. Правда, исключительно в евро и юанях — в рамках программы «дедолларизации» экономики.

— Я уже говорил, что правительство в своих прогнозах рассматривает вариант, когда основная часть заимствований страны будет сделана на внутреннем финансовом рынке. А если принять во внимание тот факт, что в этом году (несмотря на все внешние факторы раздражения, в виде санкционной риторики и внешнеторговых неурядиц в мировой экономике), в стране впервые с 2014 года произошел крайне положительный сдвиг в части долговой нагрузки страны.

Чистый государственный долг России впервые с 2014 года опустился ниже нуля из-за роста государственных резервов, которые полностью его покрывают.

Тут уж есть чему порадоваться. Отрицательный чистый долг страны — это крайне положительный факт. Но не стоит забывать, что в стране есть корпорации и у них так же есть долговая нагрузка — она может подпортить общий «вкус» ситуации.

Источник: «Свободная пресса»