Авиаперевозчики прогнозируют взлет цен

Льготы для авиакомпаний по снижению НДС для региональных авиарейсов для полетов через Москву приведут к тому, что новые льготы для региональных рейсов обойдутся бюджету в 17 млрд руб., а увеличение НДС для полетов через Москву принесет 37 млрд руб. Таким образом, налоговая нагрузка на авиакомпании вырастет на 20 млрд руб.

Российские авиакомпании опасаются, что обнуление НДС на региональные перевозки мимо Москвы может в итоге вылиться в общее подорожание билетов по всем направлениям на 8–10%. Дело в том, что Минфин рассчитывает компенсировать потери бюджета от новой льготы путем возврата к обычной ставке (20%) для полетов через Москву вместо нынешней в размере 10%. Авиаторы просят сохранить льготы, оценивая рост налоговой нагрузки на отрасль в 20 млрд руб.

Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) предварительно оценила последствия повышения НДС на внутренних линиях при полетах через Москву с действующих 10% до 20%. Возврат к увеличенной ставке обсуждается в контексте просьбы главы «Реновы» Виктора Вексельберга дополнительно снизить НДС для внутренних рейсов в обход столицы (75% всех рейсов в РФ выполняются через Москву), ФАС предлагает обнулить налог к концу 2020 года. К этому моменту истекает срок льготной (10%) ставки НДС, введенной в 2015 году для всех внутренних рейсов (нулевая ставка действует для полетов в Крым до 2019 года и в Калининград бессрочно). В июне правительство решило обнулить НДС для полетов на Дальний Восток. Общие потери бюджета от льгот оцениваются в 34 млрд руб. в год.

По данным АЭВТ, на фоне обнуления НДС для региональных рейсов для полетов через Москву рассматриваются все три возможных сценария: обнуление, сохранение льготной ставки в размере 10% и повышение ее до 20%. Последний вариант, говорят источники “Ъ”, уже предложил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов Дмитрию Медведеву. В Минфине “Ъ” не ответили.

Минтранс согласен обнулить НДС для региональных полетов

В АЭВТ подсчитали, что новые льготы для региональных рейсов обойдутся бюджету в 17 млрд руб., а увеличение НДС для полетов через Москву принесет 37 млрд руб. Таким образом, налоговая нагрузка на авиакомпании вырастет на 20 млрд руб., и перевозчикам придется поднять тарифы по всем направлениям не менее чем на 8–10%, что приведет к «прямо противоположному эффекту — развитие прямого авиасообщения между регионами замедлится», считает президент АЭВТ Владимир Тасун. Сохранение тарифов приведет к убыточности отрасли.

НДС в размере 10% оказал существенную поддержку отрасли, поясняет господин Тасун. По его словам, внутренние рейсы убыточны, но после сокращения налоговой нагрузки уже в 2016 году совокупный финансовый результат с учетом прибыльных международных линий впервые с 2010 года оказался положительным — 2,8 млрд руб., в 2017 году — 5 млрд руб. Впрочем, уточняет глава АЭВТ, при выручке в размере 1,3 трлн руб. речь идет о фактически нулевой операционной рентабельности. В 2017 году быстро росли ключевые затраты авиакомпаний на авиатопливо (на 24%), аэропортовое обслуживание (на 18%), при этом средняя провозная плата на регулярных рейсах снизилась на 2% на внутренних линиях и на 11% — на международных.

Как «Аэрофлот» хочет развивать рейсы, минуя Москву

«Для развития здоровой коммерческой деятельности авиакомпаний целесообразным было бы сохранить ставку НДС в размере 10% для российских рейсов через Москву и обнулить для минующих МАУ»,— убежден господин Тасун. В Минтрансе “Ъ” заявили, что «по-прежнему выступают за последовательное снижение НДС для внутренних рейсов, в том числе на маршрутах вне МАУ».

В «Нордавиа» “Ъ” сообщили, что знают о планах повысить НДС для полетов через МАУ до 20%, но оценить убытки пока не берутся. Президент «UTair — пассажирские авиалинии» Павел Пермяков сообщил “Ъ”, что Минтранс обсуждает с авиаторами изменение ставки НДС, но точные планы и цифры пока неизвестны.

В S7 назвали «крайне важным» сохранение действующей ставки в размере 10% на внутренние перевозки через МАУ. «НДС — это косвенный налог, а это означает, что он перекладывается на потребителя»,— поясняют в компании. В S7 согласны, что с учетом величины пассажиропотока через Москву при росте НДС на этих рейсах потери для отрасли превысят любой положительный эффект от льгот в регионах. Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев, по данным “Ъ”, еще в апреле писал в правительство с просьбой не повышать НДС. В авиакомпании на запрос “Ъ” не ответили.

Старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко говорит, что идея Минфина «гарантированно введет отрасль в убытки», даже те перевозчики, которые выиграют от роста пассажиропотока в региональных узлах, в Москве потеряют гораздо больше пассажиров и денег.

Источник: «Коммерсантъ»