Если бы у нас всегда сбывались заверения высших чиновников, и отклонения от утвержденных планов были бы минимальными, то срок технической готовности ракеты и, соответственно, запуска ее в серию был бы совсем на носу – на расстоянии в несколько месяцев. Потому что первые ракеты должны начать поступать для постановки на боевое дежурство в 62-ю ракетную дивизию РВСН (поселок Солнечный Ужурского района Красноярского края) и в 13-ю ракетную дивизию РВСН (город Ясный Оренбургской области) в 2021 году. А 2021 год начнется уже через 4 месяца.

 

Однако немедленное разворачивание производства ракеты, которая еще ни разу не взлетела, – это слишком рискованно не только для стратегической безопасности нашей страны, но и может натворить немало бед во всем мире.

 

То есть ситуация с новой ракетой складывается достаточно сложной.

 

У заказчика, Министерства обороны, был невелик выбор исполнителей разработки. Московский институт теплотехники (МИТ), специализирующийся на создании твердотопливных ракет для РВСН – как мобильных, так и шахтных. И Государственный ракетный центр им. Макеева в Миассе, до этого момента разрабатывавший жидкостные МБР для подводных лодок.

 

МИТ в конце нулевых годов, когда было принято решение о создании новой наземной МБР, был уже занят важнейшей разработкой баллистической ракеты «Булава» для АПЛ «Борей». То есть получалось, что он отбил хлеб у макеевцев. Но справедливость восторжествовала – разработка «Сармата» досталась миасскому ГРЦ. То есть получилась этакая рокировка.

 

И это было вполне логично, потому что именно в ГРЦ им. Макеева была создана ракета Р-29РМУ2 «Синева», имеющая рекордное энергомассовое совершенство (отношение массы полезной нагрузки к стартовой массе ракеты, приведенное к дальности пуска) среди всех баллистических ракет подводных лодок. Именно этот параметр является одним из важнейших для ракеты «Сармат».

 

В результате получилась МБР с недостижимыми для других ракет энергетическими характеристиками. За счет варьирования соотношения боевой нагрузки и количества заправленного в топливные баки горючего можно получать различные дальности полета с выходом на суборбитальную траекторию. То есть возможна бомбардировка любой точки земного шара, причем с подлетом ракеты с любого направления.

 

Ракета была готова в 2016 году. После чего наступила мертвая зона, продолжавшаяся 1,5 года, которую объяснили тем, что к началу испытаний не была готова шахтная пусковая установка.

 

Первые бросковые испытания состоялись в декабре 2017 года. Еще два – в марте и в мае 2018 года.

 

На исходе 2020 год, но ни одного летного испытания произведено не было. Одна из причин – а их, несомненно, несколько – стала известна. И она криминального характера. Генпрокуратура выяснила, что из 3,2 миллиардов рублей, выделенных «Роскосмосу» на подготовку испытаний, около миллиарда могло быть выведено и обналичено подрядной компанией ООО «Москапстрой» через цепочку однодневок.

Источник: «ВПК-курьер»