Много шума из ничего?

Рассказы про современные российские военные самолеты упираются в тот факт, что они никому неинтересны на рынке вооружений. В чем причина непопулярности широко разрекламированного новейшего отечественного истребителя?

Истребитель пятого поколения Су-57 вот уже как десять лет на слуху — его презентуют, испытывают и вроде как даже запустили в серийное производство. Минобороны уже заказало 76 таких самолетов, которых хватит на три авиационных полка. Могло бы показаться, что в противостоянии с американским истребителем F-35, который до недавнего времени считался лучшим в мире, российский самолет начинает выигрывать и составлять достойную конкуренцию. Однако, что-то пошло не так — особой популярностью Су-57 пока не пользуется. По крайней мере, на него так и не нашелся покупатель.

Вот и на Международном аэрокосмическом салоне (МАКС) в этом году, где Су-57 был представлен в том числе в модификации «Э» (экспортный вариант), особого внимания он не вызвал. Да, истребитель осмотрел турецкий президент Эрдоган, которого привез на авиасалон Владимир Путин. Вроде бы даже восхитился и заявил о готовности покупать эти истребители взамен утраченного контракта на американские F-35, но дальше разговоров дело не пошло. Турция больше заинтересована в покупке легких российских истребителей Су-35, которые уже неплохо зарекомендовали себя по боевым характеристикам, в том числе и в небе Сирии. Уклонилась от закупок Су-57 и Индия, которая вложилась в закупки российских вооружений, но опять же с большим вниманием смотрит на Су-35, классификация которого является 4++, нежели чем на истребитель пятого поколения.

Чем не нравится иностранцам истребитель Су-57, цена на который, к слову, гораздо ниже, чем на американский F-35 и даже чем на французский Рафаэль? И зачем России так необходимо поставлять этот самолет на экспорт? Начнем с последнего. Минобороны заказало у «Сухого» всего 67 таких истребителей и срок их поставок растянется минимум на пять лет. Этого крайне мало, даже при том, что Су-57 не рассматривается как полная замена истребительного парка ВКС, а считается самолетом-координатором, тактическим стратегом, под руководством которого может действовать целая воздушная группировка в составе других истребителей, штурмовиков, вертолетов и даже наземных подразделений. Это такой летающий мозг, который способен еще вести воздушный бой благодаря своей высокой маневренности и вооружению. Но, согласитесь, почти семь десятков Су-57 в составе авиационных полков все же маловато. Американцы по данным на сентябрь 2019 года уже выпустили 425 своих F-35 и их производство продолжается.

Можно предположить, что банально не хватает денег. При том, что президент Путин дал отмашку на его выпуск и назвал «лучшим самолетом в мире». И, скажем, американский F-35 подешевел с 108−112 миллионов долларов до 85, что прибавило ему популярности у покупателей. Нашему Су-57 Путин определил скидку в 20 процентов, теперь на самолет вместо заявленных 3 млрд рублей будет тратиться 2,23 млрд. Но и этих средств не хватает, поэтому помочь может только экспорт, который даст средства и на собственное производство. Вспомним давнюю уже сделку с Индией, которая закупила у России 200 истребителей Су-30МКИ на сумму в 12 млрд долларов. Денежки помогли наладить производство новых Су-35. Та же Индия, закупив несколько сотен танков Т-90С, спасла угасающего производителя «Уралвагонзавод», который дышал на ладан и не мог удовлетворять потребности собственной армии.

В общем, без продаж вооружений никак. Деньги сейчас большей частью идут на разработки и производство крылатых ракет и гиперзвукового оружия. Это приоритетная сфера. На истребители пятого поколения средств не хватает. Так же как и на широко разрекламированные танки Т-14 «Армата». Модернизация Т-90 и Т-72 обходится гораздо дешевле, да и покупают их гораздо охотнее. Подобная судьба пока ждет и новейший истребитель Су-57, который вроде и всем хорош, но, в отличие от автомата Калашникова, популярность еще не завоевал.

Су-57 то хвалят, то ругают. Истребитель, бесспорно, универсальный и у него еще будет большое будущее, но в нынешнем варианте он откровенно хромает. Вот и китайское информационное агентство «Sina», оценивая Су-57Э представленный на МАКС-2019, указало, что он хуже оригинала и никому не нужен. Интереса истребитель ни у кого не вызвал. «Основное отличие заключается в том, что его „начинка“ оценивается как простая с точки зрения авионики и систем управления огнем, при этом уменьшена полоса пропускания бортового радара. Летные возможности снижены, эффективность защиты от помех снижены, количество отслеживаемых целей сведено к минимуму. Покупка такого самолета вызывает разочарование. Интерес представляет скорее используемые технологии, чем сам Су-57», — отмечает китайское издание.

Китайцы, безусловно, блефуют и преуменьшают достоинства российского истребителя пятого поколения. Нужно учесть и тот факт, что в представляемых моделях вооружений в экспортном исполнении изначально закладываются не все потенциальные возможности. И, скажем, продаваемые зенитные ракетные комплексы С-400 «нашпигованы» далеко не всеми российскими технологиями, та же купившая их Турция собирается потратить несколько лет, чтобы подогнать их под свои стандарты.

Вот американцы противопоставляют российской «сушке» сразу два самолета — F-22 Raptor и F-35 Lightning, китайцы заявляют, что равного их J-20 «Черный орел» нет во всем мире. Который из названных самолетов в реальности круче неизвестно — полноценное сравнение может показать только реальный воздушный бой между истребителями. Тем более, что ТТХ российского и китайского истребителей до сих пор доподлинно неизвестны, а заявленным показателям не всегда можно верить.

В КНР вообще уровень открытости занижен и технические характеристики J-20 официально не раскрываются. Известно, что у него пониженная радиолокационная заметность, РЛС с активной фазированной антенной решеткой, современная информационная система. Слабое место — двигатель, сейчас используется вариант российского АЛ-31, который планируется заменить на АЛ-41. Назвать J-20 «китайской подделкой», конечно, нельзя, но в нем имеются конструктивные заимствования и от американского истребителя F-22, и от российского опытно-экспериментального МиГ-1.44, который в серию так и не пошел. Предположительно этот «китаец» имеет в длину 20,4 метра и размах крыла 13,5 м. При максимальной взлетной массе в 36,3 тонны он способен развивать скорость до 2,1 тысячи км/ч.

«Крутость» Су-57 до сих пор тоже не раскрыта. Пока этот истребитель не покажет свои возможности в российских ВКС, к нему будут относиться лишь с некоторой долей внимания, но не более того. Интерес к самолету является минимальным. Китай интересуется лишь в использовании технологий, Индия тоже воротит нос, Турция выбрала в качестве предмета переговоров только Су-35.

Ставить «крест» на новом российском истребителе, конечно же, рано, несмотря на ряд недостатков, в первую очередь по двигателям. Надо полагать, что у Су-57 присутствуют «скрытые резервы», которые обеспечат ему дальнейшее превосходство в воздухе над своими конкурентами. Тут, наверно, более важен тот факт, что новейшие «сушки» наконец-то пойдут в серийное производство и поступят на вооружение строевых полков ВКС России.

Источник: «Свободная пресса»