Командир всегда… виноват!

К трагедии привели  действия командиров и в настоящее время расследование дела в отношении офицеров продолжается. Военному водителю приговор уже вынесен.

Несмотря на жесткое требование гособвинения, неожиданно мягкий приговор был вынесен по уголовному делу о дорожно-транспортном происшествии (ДТП) с участием военнослужащих. За гибель четверых солдат и тяжелое травмирование еще шести 27-летний Иван Гавриков получил пять лет колонии-поселения. При этом часть исковых требований, заявленных потерпевшими, суд взыскал с компании, в которой работал водитель, а не с него лично. Гораздо более строгое наказание грозит командирам пострадавших солдат, не организовавшим их сопровождение автоинспекцией.

Уголовное дело из 19 томов о ДТП судья Красногорского суда Московской области Елена Лемешева рассмотрела за шесть заседаний. Впрочем, Иван Гавриков и его защитник Сергей Джуринский ходатайствовали об особом порядке, чтобы и вовсе избежать судебного следствия по данному делу, в том числе и для того, чтобы лишний раз не травмировать родителей погибших солдат-срочников, которым они искренне сочувствовали.

ДТП на 28-м километре трассы М-9 «Балтия» произошло 11 января 2021 года. Иван Гавриков, не справившись с управлением грузовиком Scania, на большой скорости врезался сразу в несколько военных автобусов ПАЗ. Пострадало порядка пятидесяти военнослужащих-срочников. Четверо из них погибли, а еще шестеро получили тяжелые травмы. В больницы их доставляли вертолетами.

При этом следует отметить, что потерпевшие служили в 147-й автобазе, которая готовит водителей для обслуживания центрального аппарата Минобороны, в том числе Генштаба.

Данная часть является образцово-показательной, а в момент страшного ДТП солдаты возвращались с полигона.

Расследование уголовного дела, возбужденного по ч. 5 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), вначале велось сотрудниками УМВД по Красногорску, но затем по решению Генпрокуратуры было передано в главное следственное управление СКР.

А когда выяснилось, что к трагедии привели и действия командиров, военные следственные органы СКР возбудили еще одно уголовное дело — о халатности и нарушении правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц (ст. 293 и ч. 3 ст. 350 УК).

Интересно, что одни и те же военнослужащие стали потерпевшими как в военном, так и гражданском расследовании.

В ходе первого, например, выяснилось, что согласно военным нормативам перевозка сотни военнослужащих должна осуществляться в сопровождении машины военной автоинспекции с включенным проблесковым маячком. Возможно, он привлек бы внимание водителя Гаврикова и трагедии удалось избежать. По материалам дела, он налетел на остановившиеся микроавтобусы. Встали они на трассе из-за того, что двигатель в одном из них задымился из-за износа поршневых колец. Впрочем, командование утверждает, что сопровождение было необязательным, так как с полигона в часть возвращалась не военная колонна, а несколько разрозненных машин, которые двигались сами по себе.

Расследование дела в отношении офицеров продолжается, а гражданское было закончено весьма оперативно. Быстро прошел и суд.

В ходе прений сторон адвокат просил не наказывать водителя Гаврикова слишком строго, а гособвинение запросило для него фактически максимальный срок — шесть лет и шесть месяцев колонии общего режима. По словам господина Джуринского, судья вынесла справедливое решение, не став делать его клиента крайним во всей этой истории. Гавриков был приговорен к пяти годам колонии-поселения. При этом иски на 7 млн руб., которых у подсудимого не было, отметил защитник, судья удовлетворила не к виновнику ДТП, а к компании, в которой он работал. Впрочем, еще несколько заявлений судья вернула потерпевшим, предложив подать их в порядке гражданского судопроизводства.