Броня крепка. Китайская…

Пока мы рассказывали всем об успехах страны, первой запустившей человека в космос, другие страны работали. И неожиданно все узнали о марсоходах. Не получиться ли с вооружением такая же история?

Пекинский молодежный портал Passion News. k618. cn первый сообщил о переброске в пограничный лагерь НОАК на хребте Каракорум самого мощного китайского танка Type 99А. Кроме того, Синьцзянское военное командование получило и ввело в эксплуатацию партию недавно разработанных легких танков Type 15, которые, по мнению аналитиков, органично дополнят тяжелые Type 99А.

«В высокогорных районах работа тяжелых танков может быть ограничена из-за нехватки кислорода и сложной местности», — сказал на условиях анонимности китайский военный эксперт, который также отметил, что легкий Type 15, будучи самым быстрым по сравнению с вражескими танками, в случае боестолкновения сможет прикрыть спину Type 99А.

Эта информация была опубликована 4 февраля 2021 года, а 10 февраля пекинский таблоид Global Times сообщил долгожданную новость: «Разъединение армий Китая и Индии — это прорыв в возвращении к миру». Боевые части, дислоцированные на Южном и Северном берегах высокогорного озера Пангонг-Цо, начали одновременное плановое разъединение в соответствии с консенсусом, достигнутым в ходе девятого раунда тяжелейших переговоров на уровне командиров корпусов.

Обращает на себя внимание тот факт, что подвижки начались только в конце переговорного процесса, когда атмосфера на встречах неожиданно стала конструктивной. «Это событие ослабит пограничную напряженность и сыграет важную роль в скорейшем восстановлении мира и стабильности в регионе», — пояснил директор исследовательского отдела Института национальной стратегии Университета Цинхуа Цянь Фэн.

Напомним, летом 2020 года политики и эксперты во всем мире с ужасом ждали локального атомного апокалипсиса после опасного инцидента на северном берегу Пангонг-Цо, когда индийцы предприняли попытку вытеснить китайцев с территории, которую Нью-Дели считает своей. По сути, это была попытка самого настоящего реванша за проигранную в 1962 году войну, когда озеро и земли вокруг него были разделены на три части: индийскую, китайскую и спорную, контролируемую КНР. Теперь же, по словам Цянь Фэна, «будущее выглядит многообещающим».

Есть ли прямая связь между появлением Type 99А в горном массиве Каракорум вблизи юго-западных границ страны с Индией и достигнутым соглашением, судить сложно. Вряд ли мы когда-либо узнаем о реальных причинах внезапной индийской уступчивости. Но факт остается фактом: успешный эксперимент с использованием новейших тяжелых китайских танков в высокогорье предшествовал переговорному прорыву в пользу Пекина.

Как пишет авторитетный американский журнал Military Watch: «Развертывание Type 99A гарантирует значительное преимущество перед индийскими боевыми танками Т-72 и Т-90 там, где другие китайские танки, возможно, изо всех сил пытались соответствовать мощи новым индийским Т-90МС».

Такое впечатление, что после внезапного высокогорного эксперимента с Type 99A индийские генералы просчитали ход возможного танкового сражения и прослезились. Во всяком случае, эксперты в Нью-Дели заговорили о необходимости срочных закупок танков Т-14 «Армата», которые в сочетании с модернизацией Т-72 и Т-90, по мнению уже MW, представляют собой потенциально серьезную проблему уже для Китая в случае начала открытых боевых действий в этом районе.

Но справится ли «Армата» с Type 99A? Экспертную дискуссию на эту тему еще в 2015 году начал крупнейший китайский разработчик и производитель сухопутных вооружений China North Industries Group Corporation (CNIGC), который активно продвигает свою продукцию на мировом рынке вооружения. Как говорится, «ничего личного, просто бизнес». Тем более что Т-14 и впрямь опозорился в 2015 году во время репетиции перед парадом.

Тогда был нанесен серьезный и долгоиграющий репутационный ущерб России. В приложении Norinco в социальной сети WeChat, с числом активных пользователей в более чем миллиард человек, история о заглохшей «Армате» обсуждалась почти 500 миллионами участников. Главный вопрос стоял так: «Неужели новый вундерваффе Путина сломался?».

Если отбросить злословие в сторону, действительно, напрашивается вопрос об уже заложенных недостатках в трансмиссии Т-14, тогда как в экспортном китайском танке VT4 (тот же Type 99A с небольшими отклонениями), по утверждению инженеров CNIGC, эти проблемы отсутствуют по определению. Конечно, ломается любая бронетехника, но только не новая военная, считают в КНР.

Ладно, история с заглохшей «Арматой» уже отыграна и, думается, «детские болячки» вылечены. Однако остался вопрос со стоимостью. Эксперты во всем мире ломают голову над ценником Т-14, не уступающему американскому M1A2 Abrams. Если же перевести на курс по паритету покупательной способности, то наш танк окажется даже дороже. Тогда почему же покупатели не должны рассматривать китайские танки, которые фактически не уступают российским, но привлекательнее по стоимости?

Справедливости ради, адекватные эксперты призывают отказаться от шапкозакидательства с какой-либо стороны. В частности, при схожих характеристиках любое умозрительное сравнение между ведущими китайскими, российскими, немецкими и американскими основными боевыми танками во многих отношениях бессмысленно. Точки над «i» может поставить только реальная война, ну а пока она идет на маркетинговом поле, где лидируют американцы. Оно и понятно почему: США использует свое политическое конкурентное преимущество, как лидера самого платежеспособного военного альянса — НАТО.

Гораздо интереснее другое: само появление в НОАК танков серии Type 99 является серьезным прорывом китайского танкостроения, тогда как индийцы ничем подобным и близко похвастаться не могут.

В широком плане, это еще и вопрос, почему Страна слонов не так успешна, как Поднебесная, хотя 70 лет назад, когда была образована КНР, государства мало чем отличались друг от друга. Более того, Китай в оборонной промышленности бесспорно продолжит движение вперед, тогда как Индия фактически топчется на месте.

Приведем кое-какие самые свежие новости из КНР. Китайская оружейная фирма недавно завершила строительство линии по производству авиационных двигателей третьего поколения средней тяги. И аналитики хором заявили, что Китай теперь может массово производить военные самолеты, не полагаясь на российские двигатели РД-93, как это пока еще имеет место.

А еще Китай проводит успешные промежуточные испытания своей ПВО по перехвату МБР за пределами атмосферы. Самая большая трудность заключается в высокой траектории ракеты, сегодня только РФ и США имеют такие технологии.

Третий китайский авианосец, который, как ожидается, будет сильно отличаться от предыдущих двух с гораздо большим водоизмещением и оснащением электромагнитными катапультами, будет спущен на воду уже в 2021 году.

А что их противники? По словам самих индийских аналитиков, их оборонка пытается повторить то, что создано русскими инженерами еще в СССР. Причем главная причина отставания кроется, прежде всего, в разных политических строях.

В частности, аналитик Саундерс Балакришнан (Бангалор, штат Карнатака, Индия) констатирует: «В Китае существует коммунистическая система, в то время как в Индии многопартийность означает разобщенность во всем. В Индии даже решение Верховного суда о запрете тройного талака (мусульманской формы развода) не было выполнено из-за фактического безвластия».

Ему вторит эксперт Шринивас Холи (Хайдарабад, штат Телангана, Индия), долгое время работающий в частном секторе. Он пишет: «Отсутствие плановых целей бросает нас в штормящее рыночное море, тогда как в Китае люди работают в спокойной гавани. Китайцы открывают фирмы при поддержке госфинансирования, мы боремся за выживание один на один с жадными банкирами. Не надо быть особо умным, чтобы понять, кому лучше. В КНР из-за строгих законов намного меньше махинаций и лазеек, зато намного больше смертных приговоров коррупционерам».

Поэтому не удивительно, что Нью-Дели фактически уступил Пекину в вопросе о спорном районе Пангонг-Цо, завидев мощные Type 99А, прикрытые новенькими легкими Type 15. Ведь армия — это еще и концентрированное выражение экономики. Здесь трудно не согласиться с выводами Military Watch: имеющиеся у индийцев Т-72 и Т-90 устарели и нуждаются в модернизации. А еще лучше им и впрямь прикупить несколько сотен «Армат». Ведь своих-то нет.

Источник: «Свободная пресса»